Понедельник, 06.05.2024, 16:22

Сайт учителя информатики Зайдуллиной Виктории Юрьевны

Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Полезное
Электронное пособие учителя информатики и ИКТ Газизовой Л.Р.
Яндекс ЕГЭ
Решу ОГЭ
Подготовка к ЕГЭ
Canva
Поиск
Друзья сайта
Главная » Статьи » Мои статьи

Проект "Персонализация образовательной деятельности"

«Если мы будем учить детей сегодня, как мы учили вчера, то мы лишим их завтра».

Джон Дьюи (амер. философ, педагог)

Пояснительная записка.

Многие исследователи современности признают, что информатизация общества ведёт к серьёзным изменениям, которые касаются не только общества в целом, но и каждого в отдельности. Происходят изменения личности. Процесс становления личности – индивидуальный процесс, всё остальное может лишь создать условия для формирования такой личности. И именно образование должно ставить перед собой такую цель.

Для сферы образования сегодня реальной выступает не только проблема выдвижения и «внедрения» новой идеологии, сколько проблема изменения человеческого существования в целом. В настоящее время становятся жизненно важными вопросы, каким должно быть образование и какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным и легко адаптироваться в быстро меняющемся мире.

Сегодня, в период стремительного развития информационных технологий, когда у многих людей вошло в привычку обращаться к Интернету для осуществления покупок, получения новостей, общения, а также для приобретения тех или иных знаний. Билл Гейтс называет это переходом к «веб-стилю жизни». И становится очевидным, что образовательный процесс не может не учитывать эти изменения, а потому возникает необходимость совершенствовать педагогические технологии и переосмысливать образовательные парадигмы.

Информатизация социальных и образовательных коммуникаций ломает незыблемые  «правила игры». Видные аналитики и футурологи Бауман З., Фукуяма Ф., Бестужев-Лада И.В. отмечают, что сегодняшний процесс обучения становится всё более деперсонализированным. То есть процессом, в котором совершенно неясно кто выступает в качестве учителя, и кто действует как ученик, кому принадлежит знание, предназначенное для передачи, кто становится реципиентом, а кто решает, какие знания подлежат усвоению и распространению.

И как бы стремительно не развивались информационные технологии, всё же компьютер не сможет заменить реального педагога. Так как задача компьютера – сообщать знания, информацию, а учитель учит эти знания извлекать. А потому актуальность проблемы, которая заявлена в данном проекте, не оставляет ни малейшего сомнения.

Персонализация.

Идея персонализации превалирует в становлении многих инновационных образовательных моделей, находит своё воплощение в таких методологических и прикладных конструкциях как: антропологические и гуманистические концепции, дифференцированный и индивидуальный подходы, личностно-ориентированный подход, субъект-субъектное взаимодействие, развивающее обучение, теория личностных вкладов.

Одной из составляющей понятия «персонализация» относительно образовательного процесса, является свобода учащегося в выборе подходов, методов в решения в практической, исследовательской и проектной деятельности. А потому предположим, что реализация персонализированного обучения создаст условия для становления гармоничной личности, которая способна самообразованию, самоактуализации, творческой деятельности, направленной на созидание жизненно-важных ценностей.

Следовательно, цель данного проекта – это создание условий для реализации персонализированного обучения.

Задачи проекта:

  • создание условий для индивидуальной самореализации учащихся в переходе к продуктивному обучению;
  • разработка программ обучающих курсов;
  • составление модульного расписания;
  • оптимизация рабочего места учителя;
  • совершенствование материального обеспечения (электронная библиотека, модульные компьютерные классы);
  • проектирование творческих мастерских;
  • создание клубов по интересам;
  • организация сетевого взаимодействия.

Термин «персонализация» получил распространение в науке сравнительно недавно благодаря развитию гуманистическо-антропологическоих учений, а также философии и психологии персонализма, признающей личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации.

Персонализация (лат. persona – личность) – процесс осознания субъектом собственной личности как общественно значимой, результатом чего выступает его активная деятельность, нацеленная на трансляцию другим своей индивидуальности.

Персонализация представляет собой процесс качественных изменений в личностном развитии детей. Введение ФГОС усиливает ответственность педагога в плане обеспечения становления личностных (персонализированных) характеристик выпускника.

Персонализация – это:

1) процесс проявления индивида как личности в результатах своей деятельности, разнообразное проявление ее индивидуальности.

2) стремление индивида духовно, нравственно воздействовать на других людей, прививать им при помощи той или иной своей привлекательности свое мировосприятие, мировоззрение, быть для них авторитетом, значимым другим.

3) создание в процессе воспитания и обучения специальных условий, обеспечивающих самореализацию каждой личности через ее влияние на жизнедеятельность других людей.

В представленном проекте рассматривается возможность использования различных современных подходов в совершенствовании образования в общеобразовательной школе в условиях внедрения ФГОС.

Основная цель образования формирование творческой и созидающей личности, способной создавать личностно и общественно полезные духовные и материальные ценности.

Основное внимание в работе уделяется осуществлению таких видов урочной и внеурочной деятельности учащихся, которые позволяют выявлять их личностные качества, потребности, предпочтения, интересы и реализовывать их в процессе обучения, не отступая при этом от выполнения основных требований нового стандарта.

Стратегия и механизмы достижения цели.

Во многих учреждениях обучение проходит приблизительно по такой схеме: педагог за основу берет рабочую программу, которую необходимо освоить учащимся, составляется расписание уроков, и по расписанию за определенные жесткие временные промежутки времени учащиеся должны освоить те или иные элементы знаний, приобрести умения и навыки. При этом никто не задумывается о том, каков уровень знаний в этой области у каждого из учащихся, в каком режиме ему комфортно обучаться, и каковы его потребности в обучении.

Однако, известны авторские школы, педагоги которых сумели вывести своих учащихся на лидирующие позиции через создание такой среды для обучения, которая удовлетворяет потребности каждого учащегося. Здесь не воспринимают детей как безликую серую массу и четко осознается, что «один подход для всех» не работает. Именно поэтому авторы таких школ как Саммерхил, Ямбург Е.А., взяли курс на реализацию целостной стратегии обучения, которая включает в себя не только формальное обучение, но также и важное индивидуальное неформальное обучение.

Преимущества индивидуализации обучения:

  • рост результативности обучения;
  • развитие личностных качеств учащихся;
  • сокращение энергономичности процесса обучения.

Последнее достижение объясняется тем, что дефицитные ресурсы учебного заведения больше не тратятся понапрасну на изучение того, что ребята уже знают, или на изучение ненужных подходов и теорий. Школа и педагог, работающий в ней, не берет на себя задачу оставаться единственным собственником передаваемых знаний, а делит эту миссию с другими социальными институтами, учится работать точечно, целенаправленно.

Существует четыре инструмента индивидуализации обучения, как элемента персонализированного обучения:

1. Формирование групп

Согласно мнению исследователей Говарда Гарднера и Девида Колба (Howard Gardner and David Colb), люди обладают индивидуальным стилем обучения и мышления. Данный проект предлагает всех участников образовательных отношений сгруппировать по индивидуальному стилю обучения и взаимодействия. Благодаря существующим методикам осуществлять такую сегментацию несложно. Каждый ученик проходит на учебном портале он-лайн оценку, определяющую его персональный стиль обучения.

Выделяются группы, предпочитающие учиться, посещая лекции, семинары, участвующие в групповых работах и проектах, группы детей по типу выполняемой работы, по уровню освоения учебного материала.

2. Выбор метода обучения

Учащимся предоставляется выбор различных способов обучения и форм прохождения оценки знаний: электронное обучение, саморазвитие, традиционная форма выполнения работ, творческие проекты и др. 

Такой подход эффективно использовать в рамках обучающих курсов, которые приобретают форму краткосрочных курсов предметного, межпредметного и надпредметного характера, предполагают занятия в малых группах, лучше учитывают индивидуальные запросы учащегося.

Индивидуальный образовательный маршрут (траектория) – персональный путь развития личностного потенциала обучающегося, реализация которого возможна в обычной классно-урочной форме, во внеурочной и проектно-исследовательской деятельности.

3. Обучение на обучающих платформах и в заочных и очно-заочных школах

Учащимся предлагается выйти за пределы образовательного пространства школы и самостоятельно создать свою индивидуальную образовательную траекторию с включением в неё не только курсов, предлагаемых в школе, но и с использованием различных образовательных платформ, мобильных приложений.

Такое обучение осуществляется либо индивидуально, либо в группах, очно, очно-заочно, заочно.

Среди «слагаемых» индивидуального образовательного маршрута лидирующую позицию занимает персональная. Обоснованно приемлема также и групповая форма организации учебной деятельности (в группы могут объединяться учащиеся, работающие над одинаковыми и похожими заданиями). Эта форма организации позволяет формировать умение услышать другого, аргументировать свою позицию, объединяться, распределять обязанности.

4. Акцент на обучении действием (деятельностный подход).

Персонализации способствует творческое проектирование и исследовательская деятельность.

Учащиеся все чаще получают навыки во время практической работы.

Задача учителя – в максимальной степени содействовать осуществлению успешной деятельности учащегося в этом процессе.

В каждом случае учащимся составляется индивидуальный график выполнения работы, предусматривающий сроки выполнения каждого этапа (дедлайн), анализ проделанной работы, причин отставания (если оно наблюдается), поэтапное и итоговое оценивание, включающее самооценку и оценку учителя.

План реализации проекта:

Этап 1. Диагностический.

Подбор инструментов для диагностики, составление тестов, анкет, опросников.

Этап 2. Аналитическо-прогностический (оценочный).

Анализ ситуации. Выявление возрастных, разноуровневых и функциональных групп.

Этап 3. Основной.

Разработка рабочих программ курсов на основе компетентностного, системно-деятельностного и личностного подходов. Формирование групп и оптимизация образовательного пространства с целью реализации персонализированного обучения.

Этап 4. Обобщающий.

Разработка форм, графиков, анкетных листов для различных видов контроля, оценивания и мониторинга индивидуальных достижений учащихся.

Этап 5. Внедренческий.

Разработка и проведение мероприятий (мастер-классы, выставки, дни открытых дверей, публикации и т.д.)

Прогнозируемые результаты.

  • Осознанный выбор оптимальных форм и методов обучения;
  • умение работать в группе и индивидуально;
  • активная вовлечённость в образовательный процесс;
  • положительная динамика качества образования;
  • развитие адекватной самооценки;
  • умение делать осознанный профессиональный выбор;
  • развитие гражданственности;
  • развитие самоидентификации;
  • развитие творческого начала и креативности;
  • сохранение своего здоровья и здоровья окружающих;
  • развитие умений ставить цели и выстраивать собственную траекторию их достижения;
  • понимание образования как ценности жизни;
  • осознание семейных ценностей.

И в заключении хотелось сказать, что как правило, персонализированное обучение связывают с образовательными информационными возможностями. Да, сеть Интернет предоставляет каждому ребёнку получить персонализированный опыт обучения, ребёнок имеет возможность учиться везде и всюду, учитель выходит за рамки урока. Но зачастую не учитываются потребности ребёнка и есть риск идти вразрез с концепцией персонализированного обучения.

Когда ребёнок сталкивается с новой информацией и при этом он испытывает пробелы в существующих знаниях, у него возникают трудности, которые необходимо решить ему самому. И здесь два варианта: либо ученик захочет самостоятельно преодолеть эти трудности, либо перестанет учиться. Персонализированный подход предполагает ответственность за приобретение новых знаний самим ребёнком. Но много ли таких учащихся, которые способны к самоорганизации и саморегуляции? Многие ли учащиеся могут сформулировать собственные цели и задачи обучения? В этом случае, учитель должен стать хорошим, профессиональным наставником.

Ошибочное представление и в том, что информационные образовательные ресурсы – это одна из главных возможностей привлечь школьников к обучению. Возможно, но до поры до времени. Опять не учитываем тот фактор, что мышление – это труд, трудно и зачастую неудовольствие.

Ошибка в том, что персонализированное обучение рассчитывает на активную позицию учащихся, что учителя научатся оценивать риски и будут неустанно делиться своим опытом в сообществах, что администрация научится делать расписание гибким, что образовательная среда преобразуется. Дело ведь не в смартфоне или macbook. Дело в мастерстве учителя и педагогической грамотности.

Безусловно, достижения в области образовательных информационных технологий необходимо использовать на уроке, но не на всех и не всегда.

Зачастую сталкиваешься с таким фактом, что ребёнку не хватает навыков, чтобы найти нужную информацию или оценить уместность данной информации. Таким образом, мы видим важность и необходимость роли учителя, при помощи которого ученик сможет выстроить свой учебный процесс, исходя из собственных интересов и целей.



Источник: https://yadi.sk/d/gTIeNNNVSGjIBw
Категория: Мои статьи | Добавил: viv (28.10.2020) | Автор: Зайдуллина Виктория Юрьевна
Просмотров: 1112 | Теги: персонализация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: